ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА БОЛИВИЯ АЛЬВАРО МАРСЕЛО ГАРСИА ЛИНЕРА

Жизнь Альваро Гарсии определена борьбой за власть индейских народов и рабочего класса. Один из моментов, который он постоянно вспоминает, как особо важный в становлении его идей и политических стремлений, это ноябрь 1979 года. Момент единения пролетариата горных шахт и индейских движений во время восстания: "Это момент апогея всего происходящего. Он пробудил во мне интерес к коренным народам. Я стал одержим идеей понять, что значило все происходящее, я был и остаюсь марксистом, плененным борьбой коренных народов".

 

Он причисляет себя к "классическим марксистам", его идеи сформировались в юности, когда он познакомился с классиками универсальной мысли, такими как Кант, Гегель, Грамши, Ницше, и, разумеется, Маркс и Ленин. В 1981 году он уезжает в Мексику, чтобы продолжить изучение математики в Национальном автономном университете г. Мехико (UNAM), где он получил специальность и закончил аспирантуру. Находясь в Мексике, он находит ответы на некоторые из интересующих его вопросов, благодаря индейским и крестьянским партизанским движениям Сальвадора, Гватемалы и никарагуанскому движению. "В этот момент я увидел еще один путь. Я нашел ответ на многие вопросы, которые не мог найти у боливийских левых сил Демократического народного движения (UDP), Левого революционного движения (MIR), Социалистической партии 1 (PS-1)".

Без сомнения, нахождение в Мексике повлияло на него решительным образом. Однако борьба разворачивалась в Боливии, и все происходящее там требовало его участия. "Демократическое народное движение находилось на грани распада, а ситуация требовала организации крупного мятежа и восстания". Вернувшись в Боливию в 1985 году, он устанавливает контакты с лидерами крестьянских и шахтерских движений, входивших в политические структуры народных секторов страны. Одним из них был Фелипе Киспе. С того момента Альваро Гарсиа начинает посещать индейские объединения и шахтерские центры, где выступает с речами о индейском и рабочем восстании для прямого захвата власти. Движимая общими интересами, группа лидеров и активистов, среди них и Альваро Гарсиа, образуют группу "Айус Рохос". В то время он узнает о профсоюзном лидере Эво Моралесе, который, несмотря на свою молодость, уверенно защищал свой сектор.

 

Постулаты Альваро Гарсии для того времени были поистине революционными, до такой степени, что более всего они задевали интересы традиционных боливийских левых сил, которые были не в состоянии выйти из своего анклава постулатов Революционного национализма и вульгарных трактовок марксистских идей. Идея использования индейского сообщества как основной революционной силы получила неодобрение военных из Коминтерна.

Чуть позже Альваро Гарсия входит в состав объединения «Партизанская армия имени Тупак Катари» (EGTK), целью которого была поддержка индейского восстания. Центральное ядро этой организации составляли объединения индейцев аймара из области Ла-Пас. "За последние 40 лет в Боливии Партизанская армия имени Тупак Катари была основной и самой весомой военно-политической структурой из индейских политических сил до того, как на выборах 2005 года победила партия Движение к социализму". До 1992 года Альваро Гарсия практически в одиночку занимался организацией и идеологической подпиткой EGTK, объединяя индеанизм с марксизмом, воплощая в жизнь революционно-коммунистическое движение.

 

9 марта 1992 года секретными службами Боливии был задержан Рауль Гарсиа, брат Альваро Гарсии. А месяц спустя (10 апреля) задержали и самого Альваро Гарсию, несколько дней их пытали, а потом передали Министерству внутренних дел. В последующие месяцы многие члены EGTK также были задержаны, среди них и Фелипе Киспе Уанка. Находясь в заключении в тюрьме Чончокоро в течение пяти лет без вынесения приговора по его делу, Альваро Гарсия имел много времени для чтения и глубоких размышлений о марксистской теории, результатом которых стала его книга "Формируй ценность, формируй сообщество", опубликованная во время его заключения. Также период нахождения в заключении стал для него постоянным противостоянием неолиберальным мыслям. Многие из его письменных трудов той эпохи содержат ярую критику либеральной мысли и экс-левых сил, которые, следуя моде, обратились к свободному рынку. Из тюрьмы он возводил один из немногих бастионов борьбы против навязываемой идеологии и политики, так как большинство представителей левых сил предпочли присоединиться к неолиберальной волне в обмен на скромное вознаграждение.

 

В 1997 году Альваро Гарсиа был освобожден, так как суд не смог вынести приговор по его делу. В этом же году Эво Моралес становится депутатом одномандатного округа. Оказавшись на свободе, Альваро Гарсиа четко видит свое предназначение: реорганизация, создание новой политической структуры, способной противостоять либеральному удару и возрождение проекта захвата власти народным блоком. Совместно с Луисом Тапией, Раулем Прадой, Ракель Гутьеррес и другими он образует группу "Коммуна", которая должна была противостоять неолиберальной идеологии. В то же время его назначают на должность преподавателя социологии в Университете Сан Андреса (UMSA), где он ведет оживленные дебаты с выдающимися интеллектуалами, такими как Алисон Спеддинг, Сильвиа Ривера и Феликс Патси. Одновременно он проводит ряд исследований, связанных с положением рабочего класса в Боливии. Он не оставляет политическую деятельность, принимает активное участие в заседаниях и конгрессах различных социальных организаций.

 

В 2000 году история страны, как и жизнь самого Альваро Гарсиа, делает значительный поворот. В апреле департамент Кочабамба охватывает народное восстание. Население боролось против приватизации воды, правительство отреагировало жестко, это был практически последний ресурс, который можно было отдать частному сектору. Десятки восставших были ранены, однако, впервые с 1985 года угнетенное население заявило о себе. В восстании приняли активное участие как Альваро Гарсиа, так и Хуан Эво Моралес, являющийся в то время Президентом Координационного Комитета шести Федераций тропиков Кочабамбы. С сентября по октябрь 2000 года неожиданные волны протестов, в этот раз под руководством Фелипе Киспе Уанки "Эль Майку", сотрясают страну.

 

Пятьсот лет недовольства народа дали о себе знать из самых глубин Боливии, крестьянский лидер хотел говорить с Уго Бансером как "президент с президентом". Индейцы аймара из альтиплано Ла-Пас требовали водрузить индейский флаг (випалу), чтобы он развивался на государственных учреждениях, хотели видеть Тупака Катари и Бартолину Сису рядом с Боливаром и Сукре. Желая заявить о себе на всю страну, они выдвинули свои требования, семьдесят пунктов, среди которых было предоставление тракторов и выделение кредитов мелким хозяйствам.

 

Этот эпизод стал кульминацией долгой борьбы против либеральной мысли, социальные и материальные условия боливийского общества дождались подходящего момента, когда стало возможным свергнуть либеральную идеологию. C того момента Альваро Гарсия совместно с мыслителями из "Коммуны" публикуют ряд исследований и эссе под общим названием "Социальные движения".  В них они описывают создающую силу общества и причины развала, спровоцированного длительным колониализмом и неолиберализмом, подводят научную подоплеку для объяснения феноменов, которые произойдут в стране в ближайшие годы. Либеральная идеология и ее мыслители сами потопили себя в той же степени, что и поднимались народы на их пути по захвату власти.

 

На всеобщих выборах 2002 года, впервые за историю индейских политических движений партии "Движение к социализму" Эво Моралеса и "Индейское движение Пачакути" Фелипе Киспе. вместе превзошли другие политические партии. Однако 26% голосов, набранных обеими партиями, не было достаточно для включения в правительство народных секторов. Альваро Гарсиа, будучи специалистом по социальным движениям, активно поддерживает оба движения в их политической проекции. Помимо этого он становится признанным политическим аналитиком в национальных и иностранных СМИ. Газовая война в октябре 2003 года дала новый импульс социальным движениям. Была выработана программа перемен, в которых нуждалась страна в ближайшие годы. На фоне этих событий активное участие Альваро Гарсии и общественных движений помогли определению нового соотношения сил.

 

В 2005 году Эво Моралес пригласил его выдвинуть свою кандидатуру на выборах совместно с ним в качестве кандидата в Вице-президенты на всеобщих выборах в декабре. "Я принял ответственность. Еще с юных лет я мечтал бороться и пасть в борьбе за индейское правительство. И, прежде всего, стать еще одним кирпичиком при построении восстания". 18 декабря исполнилась его самая заветная мечта - было провозглашено первое индейское правительство в стране. Победа была полной, так как Эво Моралес за всю историю боливийской демократии стал первым избранным президентом, набравшим более 50% голосов. А самому Альваро Гарсии был сделан основной вызов его жизни - ему было доверено поддерживать в случае необходимости, даже ценой своей жизни, первого индейского Президента.

 

Индейский лидер и крестьянин сегодня правит Боливией, випала стал государственным символом, а Тупак Катари и Бартолина Сиса - национальными героями родины. Политическая Конституция страны провозгласила Боливию Многонациональным коммунитарным государством, две трети многонационального законодательного собрания составляют индейские представители, крестьяне, рабочие и мелкие производители. Природные ресурсы и государственные предприятия вновь в руках боливийцев, принято  более двенадцати социальных программ, нацеленных на оказание помощи самым незащищенным слоям населения.

Copyright © 2017 Embajada de Bolivia en Rusia. Todos los derechos reservados.